Влад Тупикин (tupikin) wrote in anarchia_ru,
Влад Тупикин
tupikin
anarchia_ru

Эпитафия Войне

Лёня Ё.
Разговор с Лёней в Санкт-Петербурге, 19 мая 2013. Фото: Юлия Лисняк, отсюда


Эпитафия Войне

Нелепая и трагическая смерть активиста Леонида Николаева, более известного как Лёня Ё., человек с синим ведёрком на крыше мигалочного членовоза, снова вернула в информационное пространство уже почти начисто забытую арт-группу Война. Надёжно вписавшая себя в летописи новейшего российского искусства, Война на удивление быстро исчезла из «оперативной памяти» политизированного населения. «Бумажный тигр», впервые расправивший плечи методом коллективной зарядки в Зоологическом музее в 2008-м, вздыбивший нарисованный член методом подъёма Литейного моста в 2010-м и, вероятно, уменьшивший парк омоновских «автозаков» на одну единицу методом поджога в 2011-м, закономерно переместился в область общественного забвения с появлением на медиа-сцене куда более пугающих чудовищ и монстров со «смешными» кличками-позывными, ведущих обстрелы жилых кварталов из других жилых кварталов, вместо половых членов использущих ручные гранатомёты, а вместо Литейного моста - литой свинец зенитно-ракетного комплекса «Бук».

Кажется, мы жили в другой стране, когда Вор, то есть, простите, «Мент в поповской рясе» вывозил из супермаркета с верхом гружёную тележку продуктов, за которые не было заплачено ни копейки, когда бывшая Война и будущая Pussy Riot целовала ментовок на 8 марта в метро и распространяла африканских тараканов в суде, а ещё одна активистка Войны (это была не Толокно!) во время научно-практического семинара по шоп-лифтингу прятала внутрь себя охлаждённую курицу в супермаркете.

Скажите, в самом деле, что из перечисленного способно было бы вас теперь по-настоящему удивить? Но тогда, в конце нулевых, тактика Войны в целом оправдывала себя: они умели делать свои акции скандальными до общеизвестности, понятными даже неискушённому наблюдателю и, вместе с тем, не скатывались в пошлость, всё время каким-то чудом балансируя на тонком острие актуального искусства (премия «Инновация» 2011 года и дальнейший успех выпестованной на обломках Войны группы Pussy Riot - тому порукой).

В отличие от многих современных художников, Войне почти удалось преодолеть границы искусства, почти удалось вырваться за них - в социум, в объективную реалку, вон из лабораторных реторт (галерей) и теоретических разработок (рука руку моющего заговора арт-прессы и арт-кураторов). Кто немного разбирается в актуальном искусстве - понимает, что это, безусловно, и комплимент, и настоящее достижение.

Чего Войне не удалось - так это стать работающей моделью для сборки, выучить российское общество радикальному самовзбадриванию - своим радикальным примером. Две, десять, сто Войн не взросли на изрядно унавоженных плевелами и борщевиками просторах Родины - так же точно, как не взросли в своё время два, десять, сто Вьетнамов на просторах оккупированного империализмом Третьего мира, как мечталось повстанцам от Че Гевары и Руди Дучке до Красных Бригад и Фракции Красной Армии - их опыт Война, очевидно, изучала тоже.

У бунта российских рассерженных интеллектуалов оказалось очень короткое дыхание. И тут уже не так важно, кто больше сплоховал - сама Война или отечественный «креативный выводок», годами рукоплескавший ей в блогах и социальных сетях, а когда пришло время выходить на сцену самому, полностью утративший творческую чуйку и какую-либо мотивацию к действию в коротком промежутке между 5-м декабря и 4-м марта. И «воспитатели», и «воспитуемые» вместе оказались не на высоте, может потому, что сотни лет крепостного права, десятки лет сталинского расчеловечивания и полтора десятилетия современного цинизма, а может потому, что собственное нетерпение и наивная вера в быстрый успех по мановению волшебной палочки собственной креативности расхолодили тех, кто мог бы стать настоящими борцами.

Эмиграция Войны и самоустранение «креативного класса» из политики - явления одного порядка, быть может, промежуточная, быть может, лишь временная, но всё же - сдача, очевидный проигрыш, безусловное поражение.

Но были в этой истории маленькие исключения. Для Войны таким исключением оказался Леонид Николаев, который - остался в стране, сменил имя, перешёл на нелегальное положение и готовился если и не к новой войне за правду и совесть, то, определённо, к какой-то новой битве - об этом говорят люди, знавшие его в последние месяцы жизни.

Есть ли такие исключения в среде россиян, которые ещё что-то могут из того, что им не подсказывает телевизор, - вопрос куда более судьбоносный для страны, нежели война, которую вёл активист Лёня Ё. до последних дней своей жизни - для группы Война. Группы, которой, это, видимо, надо признать, больше окончательно нет. А есть ли ещё думающие и действующие россияне, есть ли ещё Россия? Хочется сказать - да. Но пока ответ этот звучит без большой уверенности.

Покойся с миром, Лёня! Похоже, ты был одним из самых человечных людей во всём этом грохочущем мире смертной любви.

С приветом из Москвы, в конце девятого дня,

Влад Тупикин
2 октября 2015 года

первая публикация: http://www.novayagazeta.ru/comments/70203.html





Tags: punx not dead, r.i.p., искусство, история, контркультура, москва, общественное движение, питер, россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments