livasprava (livasprava) wrote in anarchia_ru,
livasprava
livasprava
anarchia_ru

Репрессивность национального




Объективный компонент природы национального зачастую используется для сакрализации его сущности. Священный же характер нации – удобный способ оправдать темные делишки корыстолюбцев от политики. Именно эта функция использования концепта национальности подчеркивается в знаменитом афоризме Самуэля Джонсона «Патриотизм — это последнее прибежище негодяя». Этот афоризм Джонсон высказал в 1775 г. , выступая фактически с правых позиций в защиту поддерживавших генеалогическую монархию тори против выражавших, по сути дела, интересы крупной буржуазии вигов. Т.о. высказывание, принадлежит второй половине XVIII в, , т. е. именно тому времени, когда, по мнению Бенедикта Андерсона, начинают формироваться нации и национализм. И уже на заре формирования наций общество устами своей интеллигенции связывает декларируемей патриотизм с корыстными интересами буржуазии.

Формирование левой традиции оппонирования буржуазному обществу лишь добавляет остроты к критике использования национальности для оправдания прагматичных интересов экономически господствующего класса. Например, в «Одномерном человеке» Г. Маркузе приводит шикарную цитату: «Они верят, что они умирают за Класс, а умирают за партийных лидеров. Они верят, что они умирают за Отечество, а умирают за Промышленников. Они верят, что они умирают за свободу Личности, а умирают за Свободу дивидендов. Они верят, что они умирают за Пролетариат, а умирают за его Бюрократию. Они верят, что они умирают по приказу Государства, а умирают за деньги, которые владеют Государством. Они верят, что они умирают за нацию, а умирают за бандитов, затыкающим ей рот. Они верят – но зачем верить в такой тьме? Верят, чтобы умирать – когда все дело в том, чтобы учиться жить?» (François Perroux, La Coexistence pacifique).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments